Воскресенье
06.07.2025
03:25
Форма входа
Категории раздела
1. Научный журнал [16]
Самое интересное из мира науки.
2. Здоровый журнал [20]
Всё о здоровье и для здоровья.
3. Интересный журнал [31]
Всё самое интересное для каждого человека.
4. Журнал публицистики [27]
Интересная публицистика.
5. Журнал бесправных с правами [19]
Статьи, интересные для автолюбителей.
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Авторская страница Сереженька

    Подборка произведений

    Главная » Статьи » V. Журналы » 4. Журнал публицистики

    «Тифозная вошь» советской поэзии, или Дульсинея Владимира Маяковского?


    Имея ошеломляющий успех у женщин, поэт сделал своей избранницей до смертного часа особу, которая, по признанию многих, мизинца его не стоила. ("Эх, поэт, уж, видно, пробил час,/ Что лишил поэзию рассудка./ Раньше Муза вдохновляла Вас,/ А теперь Вас вдохновляет проститутка!”)

    Еще Лилю Брик называли "исчадием ада”, "злой колдуньей”, "вампиром”, "могильщицей поэта”, "монстром в юбке”, "тифозной вошью советской поэзии”, "агентом ВЧК” и т.д. и т.п.

    С другой стороны, много людей искренне полагают: Лиля Брик была вдохновительницей всех поэтических побед Маяковского, ангелом-хранителем его наследия. И вообще ангелом.

    Возникает простой, как колесо телеги, вопрос: так кто же прав в оценках Лили Брик? Давайте поищем ответ вместе...

    ЮНОСТЬ РЫЖЕГО АНГЕЛА

    Лиля родилась в 1891 году в семье еврейского юриста и любителя изящной словесности Урия Кагана. Как и младшая сестра Эльза, она знала два иностранных языка. В школьные годы писала восхитительные сочинения. Правда, обнаружилось, что их за девочку сочинял учитель словесности. А за это Лиля позволяла ему целовать себя в губки и разрешала гладить едва наметившиеся грудные сосочки. Когда отец выведал у дочери тайну ее отношений со словесником, того выгнали из частной гимназии Л. Валицкой, а за Лилей усилили контроль. Но было уже поздно.

    Все, что касается чувственности, эротизма, у Лилечки Каган происходило совсем не так, как у людей обыкновенных. Она обладала редчайшим качеством, которое лишь многие десятилетия спустя получит свое законченное название, - гиперсексуальность. Еще задолго до знакомства с Осипом Бриком Лиля, что называется, пошла по мужским рукам - актеры, художники, молодые поэты, гимназисты, военные...

    Испуганные родители решили убрать от столичных соблазнов столь рано созревшую дочь и отправили ее к бабушке в городишко Катовицы. На вокзале девочку встретил мамин брат и за время дороги до дома влюбился в нее. Вечером он прокрался в комнату к племяннице, и они всю ночь предавались утехам. Спустя месяц великовозрастный детина в слезах и на коленях умолял Лилю выйти за него замуж.

    В спешном порядке Лилю вернули домой. Наняли ей учителя фортепиано, после уроков которого девочку вновь отправляют в провинцию к дальним родственникам - сделать аборт. В поезде, следовавшем в Царское Село, напротив Лили сидел крупнокостный мужчина "с грязной бороденкой и черными ногтями”. Он неустанно буравил спутницу страшными глазищами. "Ты приходи ко мне, милая, - произносил время от времени, - я на путь истинный тебя наставлю. Ты как щепа ветром по миру носишься, а я твою душу успокою. Приходи ко мне по адресу...”

    То был великий старец Григорий Распутин! В дневнике Лиля записала: "Зайти ужасно хотелось, но дело кончилось тем, что несколько дней все извозчики казались мне Распутиными”. Лукавила. Она бы точно отправилась к Распутину, но помешала операция по удалению плода. Прошла она со страшными осложнениями. Лиля несколько дней провела в горячечном бреду. Когда очнулась, узнала, что навсегда лишилась возможности рожать детей. Грешным делом, даже обрадовалась такому повороту событий, так как корыстолюбивым умишком уже понимала, что избавилась и от последнего препятствия, которое хоть как-то могло ее сдерживать.

    В марте 1912 года состоялась свадьба Осипа и Лили. Ее родители были на седьмом небе от счастья. Отец же и мать Оси долго не соглашались на брак, прежде всего из-за диких нравственных устоев невесты. Ведь о ее любовных приключениях судачили не только в еврейском землячестве - вся Москва потешалась. Однако Ося сумел убедить родных в том, что Лиля станет примерной супругой. Убеждать он мог кого угодно и в чем угодно. Это был не просто демагог, а демагог напористый. Он, как маг-колдун, превращал черное в белое и наоборот. И чем больше был не прав, тем с большей изворотливостью умел доказать обратное.

    "СТРАДАТЬ ВОЛОДЕ ПОЛЕЗНО...”

    "Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками”. Так Маяковский написал в автобиографии "Я сам!”. Сначала поэт увлекся малолеткой Эльзой Каган. Она написала много лет спустя: "И Маяковский дал мне познать всю полноту любви. Физической - тоже”. Однако, как только она привела своего "большого друга” на дачу в подмосковную Малаховку, где отдыхали Брики, Владимир Владимирович мгновенно "запал”, как клавиша пианино, на Лилю.

    В несметных исследованиях на тему Маяковский и Брик законный супруг последней проходит всегда фоном. О нем говорят и пишут просто потому, что умолчать нельзя. ("Вы думаете, что Ося Брик - исследователь русского языка?/ А на самом деле он шпик и следователь ЧК”. С. Есенин.) Но никто не сказал главного: и великий поэт, и уж тем более Лиля всегда были лишь куклами-марионетками в руках Карабаса-БРИКабаса. Именно через Лилю Осип мог вить веревки из обнаженной души Маяковского.

    Понимал это поэт? Однозначно. Но ничего не мог изменить в иезуитской "семейной иерархии”, где божеством всегда был Ося. И если кто-то станет возражать, возмущаться, то милости прошу к первоисточнику - Маяковскому: "Мы с Оськой по возможности ходим вместе и только и делаем, что разговариваем о тебе, Киса (Лиля. - М.З.)”.

    Унижениям поэт подвергался отнюдь не по прихоти его возлюбленной, как это принято полагать, а исключительно по наущению Брика. Это он придумал и методично воплощал в жизнь способ управления Маяковским: "Страдать Володе полезно, он помучается, помучается и напишет хорошие стихи”. А по-животному влюбленная в Осю самка Лиля была всего лишь орудием, тупой пилой, регулярно подпиливающей голые нервы поэта. Подтверждают эту бесспорную истину хотя бы такие сумбурные и взбалмошные признания Кисы: "Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося”.

    В какие-то моменты она гордилась своей телесной приближенностью к модному поэту. Но разве можно инкриминировать лиане-паразиту то, что у нее такой способ существования: тянуть соки из других деревьев? И виноваты ли клопы в том, что для своего размножения им обязательно необходимо насосаться чьей-то крови? А Лиля и была клопом. Странные, однако, ассоциации возникают, не правда ли?..

    Кто-то опять возразит: да как же можно писать такое о любви Маяковского? Ведь сам умница Шкловский восхищался ею: "Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно”. Ну так, а я о чем! Лиля Брик действительно была неглупым планктоном, принимающим форму того, кто ею пользовался. И кем пользовалась она. Брик - законченное паразитирующее вещество. Восторженно следуя учению Осипа Брика, она не признавала никаких уз - ни семейных, ни любовных, ни общественных и каждый раз считала своим мужем-дублером того, кто был ей близок в данный момент. Сначала таковым оказался Маяковский, потом - чекист Я. Агранов, за ним - заместитель наркома финансов А. Краснощеков (Абрам Тобинсон), дипломат З. Волович (Вилянский), кинорежиссер Л. Кулешов, киргиз Ю. Абрахманов, два "солдата Дзержинского” - В. Горожанин и Л. Эльберт (Сноб), заместитель начальника иностранного отдела ОГПУ М. Горб (Розман), кинорежиссер В. Пудовкин, комкор В. Примаков. В 1937 году, когда Примакова расстреляли, в семью на роль "дойной коровы” был взят биограф Маяковского Василий Катанян. Восемь лет они жили втроем, пока Брик не умер в 45-м, кормясь с наследия поэта. И квартира их, по мнению Пастернака: "Была, в сущности, отделением московской милиции”. Ну что вы хотите, если при получении заграничного паспорта Брик представила удостоверение ГПУ за номером 150/3...

    Снабдив Лилю потрясающей сексуальностью, природа скупо наделила ее умом, добротой, состраданием. И ленива была, и способностей не имела. Вся жизнь Брик прошла в заботах о вкусной еде, сладком питье и в ублажении собственного ненасытного тела, а отнюдь не в сподвижничестве по сбережению памяти великого поэта, в чем нас упорно убеждают ее поклонники.

    И здесь опять предвижу возражение: а как же быть с тем обстоятельством, что 24 ноября 1935 года Лиля написала Сталину: "...обращаюсь к Вам, так как не вижу иного способа реализовать огромное революционное наследство Маяковского”? Но давайте разберемся без эйфории. Хоть у одного здравомыслящего человека есть сомнения в том, что письмо Лиля написала под диктовку Оси?

    Вопрос второй: почему письмо отправлено через шесть лет после смерти поэта? Отвечаю. Потому, что над очередным (уже и не упомнишь, каким по счету!) кормильцем семьи - комкором Примаковым - навис репрессивный топор и вскоре опустился на его буйную головушку. А еще Брик печенкой, селезенкой, желчным и мочевым пузырями синхронно почувствовал: вскоре сам "загремит под панфары”, как "медлительный, ленивый, неэффективный сотрудник” (из характеристики ГПУ). Надо было спасать шкуру. И хитромудрый Ося придумал гениальный ход. Лиля никогда в жизни так не боялась, как тогда, когда дрожащей рукой выводила строчки письма "усатому”. Но, когда деньги в семью полились полноводной рекой, она в экстазе облизала своего бога Осю с головы до пят. В который раз он оказался провидцем!

    "Брики уцелели только благодаря его славе, он же уцелел только благодаря своей смерти” (Ю. Карабичевский).

    Кстати, из 27 человек, подписавших некролог Маяковскому, расстреляны 11 человек. Просматривая список подлежащих аресту и последующему уничтожению, Сталин, говорят, вычеркнул из него имя Лили Брик: "Нэ будэм трогать ж-э-н-у Маяковского, - сказал, а после паузы добавил: - И ее м-у-ж-а тожэ”. Так коварный иудей-словесник переиграл коварного азиата-тирана.

    "Л.Ю.Б - Л.Ю.Б.”

    Однажды знаменитая Лариса Рейснер, увидев Маяковского, покорно несущего сумочку Лили, сказала: "Теперь вы будете таскать эту сумочку всю жизнь”. "Я, Лариса, могу эту сумочку в зубах носить, - грустно ответил Маяковский. - В любви обиды нет”.

    Маяковский понимал, что Лиля его никогда не любила и любить не будет. Он знал, что его влечение к этой женщине есть особый род душевной болезни. За пятнадцать лет подобной хвори Маяковский по меньшей мере одиннадцать раз пытался от нее излечиться. (В одну из таких попыток у него, слава богу, появилась дочь, ныне она живет в США. - М.З.) Не получилось. Зорко следивший за поведением поэта на стороне Осип Брик, когда чувствовал, что кормушка может уплыть из-под контроля, отдавал команду "фас!” своей наложнице. Лиля мгновенно выполняла его волю, как в этой телеграмме поэту: "Пожалуйста, не женись всерьез, а то меня все уверяют, что ты страшно влюблен и обязательно женишься”. И все! Этих слов хватило, чтобы Щеник, Щен, Щенок, Сченок (так презрительно кликали Брики Маяковского) ответил телеграммой: "Целую. Люблю” "Л.Ю.Б - Л.Ю.Б.” И хозяин Сченка Осип Брик в очередной раз мог торжествовать: кошелек остался при нем!

    ...Начиная с "Облака в штанах”, Маяковский многие свои крупные вещи, большое число стихотворений и все три прижизненные собрания сочинений посвятил Лиле Брик. Деньги всегда оставались в семье.

    Отсюда главный вывод: Лиле Брик до скончания веков оставаться любовью великого поэта. Даже при том очевидном обстоятельстве, что она действительно мизинца его не стоила. Но любовь слепа вообще, у великих людей - особенно. Стало быть, вопрос, содержащийся в заголовке, и все прочие рассуждения на эту тему даже не просто риторические - глупые. Брик была для Маяковского больше, чем Дульсинея для Дон Кихота. Всегда оставаясь при этом "тифозной вошью”, "клопом” и "вампиром”. 



    Источник: http://www.mirnov.ru/
    Категория: 4. Журнал публицистики | Добавил: Сереженька (09.04.2010) | Автор: Михаил Захарчук
    Просмотров: 1230 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: