Продажи в «народных гаражах» стартовали 15 февраля. По официальной информации,
московские автовладельцы чуть ли не в очередь выстраивались за машиноместами!
Однако реалии оказались несколько суровее. Если в обжитых районах, где проблемы
с парковочными местами возникали давно, машиноместа все-таки расходятся (хотя,
как правило, не по 350, а как минимум по 480 тысяч рублей), в спальных районах
спрос невелик. В департаменте строительства правительства Москвы вынуждены
признать, что «в ряде районов Москвы городские власти столкнулись с невысокой
востребованностью машиномест у населения». Например, в Щербинке и Солнцево. А в
Зеленограде названы даже конкретные цифры, позволяющие судить об истинном
положении вещей с «гаражным бумом». Так, по программе «народный гараж» в самом
отдаленном из округов было построено 17 объектов на 6 000 машиномест, из
которых на 4 374 машиноместа до сих пор не заключены договоры долевого участия.
То есть востребованной оказалась лишь одна четвертая часть от построенных мест.
А вот как быть с теми гаражами, которые были построены под гарантию правительственной
программы? Судя по всему, места в этих гаражах будут выкуплены за счет
городского бюджета – перед подрядчиками же надо расплатиться… Пока же
приходится спешно пересматривать адресность строительства: по всем оставшимся
объектам будут проведены общественные слушания с целью выяснить, а так ли уж
нужны в том или ином районе места в голых бетонных «этажерках» стоимостью с
седан европейского производства.
Хотя, может быть, с этого все-таки стоило начинать когда-то?
Напомним, что первая попытка запустить программу «народный гараж» была сделана
еще шесть лет назад. Тогда планировалось чуть ли не за год построить около 400
гаражей, реально же построили только один. И это при том, что первоначально
стоимость машиноместа не должна была превышать 60 тысяч рублей! Правда, вскоре
цена начала расти, и цены в «народных гаражах» вплотную приблизились к
стоимости машиноместа в коммерческих гаражах.
В январе 2008 года программа «народный гараж» на заседании правительства Москвы
была названа «проваленной». Не провалившейся, а именно проваленной, причем были
названы и виновные в провале. В частности, досталось куратору программы
«народный гараж», первому заместителю руководителя Департамента
градостроительной политики, развития и реконструкции Константину Королевскому.
Однако это было только начало. В январе 2009 года в отношении Королевского и
другого правительственного чиновника, главы Департамента дорожно-мостового и
инженерного строительства Александра Левченко начал проверку Следственный
комитет прокуратуры РФ. По данным СКП, в 2007 году чиновники «нерационально»
использовали порядка 130 млн. рублей, выделенных из горбюджета на выявление и
подготовку земельных участков под строительство «народных гаражей»…
Видимо, данный факт окончательно переполнил чашу терпения мэра Москвы, и
контролировать ход выполнения программы было поручено «главному строителю»
столицы, главе стройкомплекса Владимиру Ресину. Тот взялся за реализацию весьма
жестко, начав чуть ли не с чистого листа. Второй старт пришелся на май 2009-го
года. Было объявлено о том, что будет построено гаражей на 198 тысяч машиномест
еще до конца года. Весной заложили гаражи по 25 адресам, для быстроты
разработали и вроде бы утвердили типовой проект «народного гаража». Летом
2009-го первые гаражи были сданы.
Однако уже тогда можно было бы поговорить о том, что спросом машиноместа не
пользуются. Просто потому, что очень дорого. Эксперты пытались объяснить
представителям мэрии, что 350 тысяч – явный перебор. На что из мэрии отвечали,
что, во-первых, земля в Москве недешева, к тому же ее и под жилищное
строительство не хватает. А во-вторых, цены на строительные материалы, во всем
мире упавшие, в России продолжают расти, особенно на цемент (которого, видимо,
не хватает из-за подготовки к Сочинской Олимпиаде-2014). В-третьих же – это,
правда, осталось «за кадром» - в Москве на строительство одного гаража уходит
полгода, причем на объекте работает несколько десятков человек. А в Германии
гараж строят месяц-два, причем справляется с этим бригада из 10 человек…
Потому-то в Германии место в таком гараже и стоит в пределах 4-5 тысяч евро.