Резину можно менять, только когда среднесуточная температура поднялась выше +7.
Хорошо, если на балконе или в гараже лежит запасной комплект. А если нет? Тогда
- на рынок или в магазин, где цены примерно те же, но в некоторых при покупке
комплекта можно рассчитывать на бесплатный шиномонтаж.
ПОД ОДНОЙ «КРЫШЕЙ»
Когда продавец пытается навязать вам товар подороже, мотивируя тем, что это
фирма, а не какое-то там СП, имейте в виду: несмотря на кажущееся многообразие
марок и моделей шин, мировой рынок контролируют несколько гигантов, поглотивших
более мелких производителей. Например, Continental - это не только марка шин, но
и мощный концерн, объединивший таких производителей, как Uniroyal, General
Tire, Semperit, Gislaved, Viking, Barum и Mabor. Под эгидой GoodYear
выпускаются шины Dunlop, Kelly, Fulda, Lee, Sava и Debica.
Финская Nokian Tyres имеет завод в российском Всеволожске, а также совместно с
Кировским шинным заводом выпускает покрышки марки Nordman. Словацкий Matador
создал совместное предприятие с шинным заводом "Омскшина”. А группа Amtel
Vredestein владеет четырьмя заводами в России (Кировским, Воронежским, Красноярским
и Кемеровским).
Сами по себе остались только итальянская Pirelli, корейский Hankook и японская
Yokohama.
ЗАШИФРОВАННОЕ КАЧЕСТВО
Имя производителя, как и название модели, обычно красуется на боковой части
покрышки. Здесь же указана и страна-производитель. Покрышки одной марки порой
производятся на разных континентах, но лучше выбрать страну, чей климат
наиболее соответствует российскому. Также здесь присутствует и настоящая
абракадабра - всевозможные символы, сокращения, буквы, цифры. Например,
185/65/R15. Здесь "185”
- ширина покрышки в миллиметрах. "65”
- процентное отношение высоты покрышки к ширине (чем меньше эта цифра, тем ниже
покрышка; покрышки с высотой менее 40 называют низкопрофильными). Буква R
означает, что покрышка радиальной конструкции (раньше были еще и диагональные,
от радиальных они отличались расположением стальных "ребер жесткости” -
кордов). "15”
- диаметр колесного диска в дюймах.
Со стороны низкопрофильная покрышка выглядит красиво: профиль превращается в
узкий черный ободок. Да и дорогу она держит лучше. Только вот практически не
защищает подвеску от ям и ухабов.
Любителям погонять следует обращать внимание и на индекс скорости, который
обозначается на боковине покрышки латинской буквой. N - не более 140 км/ч, самый низкий
индекс. Далее идут P (не более 150
км/ч), Q (160), R (170), S (180), T (190), U (200), H
(210), V (240), W (270), Y (не более 300 км/ч) и Z (ZR) - "ограничений нет”.
Определить "свой” индекс просто: он должен быть чуть больше максимальной
скорости вашего автомобиля, указанной заводом-изготовителем. И помните: чем
выше индекс, тем дороже покрышка.
Аббревиатура DOT расшифровывается как Department of Transportation
(министерство транспорта США) и всего лишь означает, что покрышка
сертифицирована для использования в США. Для Европы действуют сокращения ETRTO
и ECE (The European Tyre and Rim Technical Organization - Объединение
европейских производителей шин и дисков, Брюссель, и Economic Commission for
Europe - ведомство ООН в Женеве). Лучше покупать шины, сертифицированные для
стран Европы, - если ДТП произойдет по вине покрышки, это проще будет доказать.
Рядом с DOT прячутся несколько показателей, свидетельствующих об
эксплуатационных качествах покрышки. Treadwear - комплексный показатель
износостойкости покрышки. Чисто американское изобретение. Подразумевается, что
эталонный показатель равен 100. Значит, если Treadwear равен 150, то такая
покрышка в полтора раза износоустойчивее, чем эталонная. Traction А (В, С)
свидетельствует о тормозных свойствах шины. А - наивысшие свойства, В -
хорошие, С - средние. Temperature A (B, C) говорит о термостойкости шины на
высоких скоростях. Следует помнить, что чем выше нагрета покрышка, тем быстрее
она истирается. Tubeless напоминает, что покрышка - бескамерная. Использовать
камеру можно только в случае неремонтируемого прокола - чтобы добраться до
шиномонтажа.
Чтобы объединить в одной покрышке как можно больше положительных свойств,
конструкторы идут на всевозможные ухищрения.
ЧИТАЕМ ПО ПРОТЕКТОРУ
Летние шины даже на первый взгляд разные. Их основное отличие - в рисунке
протектора, то есть в расположении и глубине продольных и поперечных канавок,
обеспечивающих сцепление покрышки с асфальтом, отводящих воду и т. д.
Наибольшее распространение получили покрышки с так называемым ненаправленным
рисунком протектора. Он универсален. Шины с таким рисунком, как правило,
относятся к категории "бюджетных”. Ими комплектуются многие автомобили на
заводе-изготовителе. И абсолютно все равно, с какой стороны автомобиля их
ставить - справа или слева.
Более дорогие шины - направленного вращения, рисунок чаще всего напоминает
"елочку”. Они обладают лучшей способностью отводить воду из зоны контакта.
Производители обязательно указывают на таких шинах направление вращения. Чаще
всего - стрелкой и надписью Rotation.
Существуют также шины с направленным асимметричным рисунком протектора - он как
бы состоит из двух частей с разным рисунком. Таким образом, в одной шине
реализуются различные свойства. Например, наружная часть протектора лучше
работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой. Надпись Outside или Side
facing out на шине с асимметричным рисунком означает внешнюю сторону установки.
Соответственно Inside или Side facing in - внутренняя сторона установки шины.
Проследите, чтобы на шиномонтаже стороны не перепутали.
Кстати, центральную продольную канавку через равные промежутки перегораживают
небольшие бугорки. Это индикаторы износа: как только протектор сточится
настолько, что бугорок совпадет по плоскости с рисунком покрышки, ее пора
выбрасывать. Согласитесь, ориентироваться по бугоркам удобнее, чем промерять
предписываемые Правилами дорожного движения пороговые 2,5 миллиметра глубины
протектора. Помните еще и вот о чем. При скоростной манере вождения летняя
покрышка стирается где-то за 20 тысяч километров, или в среднем за два сезона.
ЧТО ПОЧЕМ
Перед тем как достать кошелек, задайте себе еще один вопрос: по каким дорогам
вы собираетесь ездить? Если преимущественно по асфальту, имеет смысл приобрести
покрышку легкую, с мягкой боковиной - она подарит хорошую управляемость и
комфорт, гася микроудары. Но ямы на дорожном покрытии для нее будут смертельны:
сильный удар может порвать нейлоновые корды, и на боку вспухнет "грыжа”.
Если автомобиль для вас средство передвижения не только по городу, но и по
плохим дорогам области и очень плохим - дальней России, лучше выбрать покрышку
с жесткой боковиной. Такие покрышки заметно тяжелее и жестче, зато гарантируют
известный запас прочности. Во всяком случае, контакт с ямой в асфальте не
закончится плачевно. Ну а если вы часто и целенаправленно будете передвигаться
по грунтовым кочковатым дорогам, то выбирайте резину "для грязи”. У нее жесткая
боковина, препятствующая пробоям, более мелкий рисунок протектора, но сам
протектор - более глубокий, что поможет выбраться из глинистой жижи. Правда,
она более шумная на асфальте, но это та жертва, на которую вам придется
согласиться.
Прицениваясь, помните: шины, как и все остальное, подделывают, причем в
промышленных масштабах. Дешевле 1000 рублей не может стоить даже покрышка
отечественного производителя. Отпускные (!) цены на "Каму” начинаются с 1200
рублей за 13-й размер. А покрышка иностранного производства того же размера
стоит не менее 2 тыс. рублей. Естественно, чем размер больше, тем покрышка
дороже.
Нормальная "обувка” для отечественного авто обойдется в сумму от 5 до 12 тыс.
рублей за комплект. Для иномарки среднего класса (Ford, Mitsubishi, Toyota,
Hyundai) он стоит 12-30 тысяч. Комплект для иномарки класса Д (Audi, Mercedes,
BMW) облегчит кошелек на 30-60 тыс. рублей. Ну а внедорожники могут "скушать” и
30 тыс. руб. за одну покрышку! Качество и престиж стоят дорого.
И еще. Помните: что бы ни утверждали производители, а всесезонной резины не
бывает. Ездить на зимней летом - себе дороже: жаркий асфальт "перегреет”
жесткую зимнюю резину и сотрет ее всего за сезон. А шипованная по той же
причине может растерять все шипы.