Если машина всю зиму простояла в гараже, прежде всего надо проверить уровень
давления в шинах, осмотреть все резиновые детали под капотом и на подвеске -
они могли потрескаться. Но даже если она все зимние месяцы работала с полной
нагрузкой и вы старались за ней следить, дел все равно много, тем более
морозная зима - это не самое лучшее время для обследования автомобиля и
приведения его в порядок.
В первую очередь сделайте то, что легче всего. Обязательно надо заменить
щетки стеклоочистителей. В любом случае вам это придется сделать, ну разве
чуть позже. Как бы ни была совершенна силиконово-резиновая смесь, из которой
изготавливают щетки, при морозе за 20 задубеет самый дорогой "дворник”. Опять
же в спешке наверняка приходилось запускать щетки еще до того, как полностью
оттаял лед на лобовом стекле. Да и сами щетки порой примерзали к кромке стекла.
Производители предупреждают, что максимальный срок активного пользования
щетками, за которым следует замена, - 6-9 месяцев. Однако зимой (особенно
такой, как минувшая) месяц считается за два.
Включите "дворники”: если после двух-трех взмахов на стекле остались полосы или
разводы - пора идти в магазин не откладывая. Примерная стоимость одной щетки -
350-450 руб., хотя порой за эту же сумму можно купить и комплект, но на
автомобиль вроде "жигулевской” классики. Если покупаете щетки неродной фирмы,
изготовленные под марку вашего автомобиля, обязательно обратите внимание, чтобы
в комплект входили "переходники”, позволяющие установить "дворник” на поводок
любой формы и конструкции.
В последнее время в моду вошли бескаркасные "дворники”. Они гибкие, практически
в любых условиях плотно примыкают к стеклу и отлично его очищают. На все современные
автомобили "дворники” такого типа устанавливают прямо на заводе-изготовителе.
Стоят они дороже обычных, но не намного. Такие щетки начали выпускать и
отечественные производители. В комплекте должно быть не менее пяти
переходников, иначе будут проблемы с установкой.
Деньги можно и сэкономить: практически во всех магазинах продаются
"ремкомплекты” - резиновые части "дворников” и стальные полоски фиксаторов. Их
выпускают разные производители, но одними из лучших (при средней стоимости)
считаются SWF. Комплект (2 резинки и 4 направляющих) обойдется в 150-250
рублей. Замена занимает 15-20 минут, причем каркас щетки можно не снимать с
поводка. Однако помните: менять резинки вечно не получится - через 2-3 года
каркас задубеет, и любая вставленная в него резинка уже не будет очищать
стекло.
А вот для всего остального, если только вы сами не автомеханик, нужно ехать на
сервис.
После зимы, особенно морозной, требуется замена масел и прочих технических
жидкостей. Даже если не подошел срок очередного ТО. Дело в том, что зимой,
заводя промерзший автомобиль с загустевшим маслом, вы подвергаете двигатель
такому же износу, какой происходит при пробеге 500-1000 километров. И
это два раза в день - утром и вечером! Какой бы новой и современной ни была
машина, в масло все равно попадают микрочастицы металла, наносящие урон
поверхностям цилиндров и забивающие масляный фильтр. Подливать свежее масло не
имеет смысла, фильтр-то все равно вышел из строя, так что меняйте уж все
целиком.
Экономить не нужно. Масло, как и все остальное, часто подделывают. Покупайте
его в магазинах. И не заливайте масло незнакомого производителя. Также не надо
заливать в масло всевозможные "присадки”: и моющие, и разжижающие компоненты
уже внесены изготовителем в процессе подготовки масел.
Еще совет: заодно меняйте и тормозную жидкость. Пусть тормозная система
замкнута и герметична, внутри все равно от разницы температур образуется
конденсат - тормоза-то при работе нагреваются. Вода разбавляет тормозную
жидкость, и та частично теряет свои свойства, что в критический момент может
повлиять на эффективность торможения.
Не забудьте |проверить тормозные колодки. Бывает, что зимой может
"закиснуть” один из тормозных поршней, и, с другой стороны, тормозная колодка
обычно быстро стирается до стального основания. Придется тогда менять все
колодки на одной оси. Проверить наличие "закисания” просто. Набрав - на
безлюдном участке дороги! - скорость километров 40, резко затормозите. Если
автомобиль уводит в сторону, значит, на противоположной стороне не все в
порядке с тормозами. Поршни не давят на колодки, колесо не тормозится, и все
усилие передается на другую полуось - оттого и увод с прямой траектории.
Пока меняют колодки, попросите мастера проверить состояние ходовой: целы ли
шаровые опоры, нет ли в них люфта (на "жигулях”-классике) и целы ли чехлы на
ШРУСах. Если чехол порван или поврежден, скоро "накроется” и сам ШРУС.
Необходимо также протестировать заряд аккумулятора и уровень электролита
- наверняка зимой, работая в очень напряженном режиме, он сильно выкипел.
Конечно, это надо делать регулярно, однако многие относятся к машине
потребительски и без крайней надобности этим не занимаются. Начинающие
автолюбители зачастую не задумываются над тем, что аккумулятор требует особого
внимания, рассматривают его как батарейку: перегорела - выбросил. Однако если
проверять уровень электролита и заряд, то аккумулятор прослужит вам долго. Мой,
например, отпахал 7 лет.
И, наконец, автомобильные покрышки...
В прошлом выпуске "Автодрома” ("МН”, № 14, 23.03 с.г.) мы уже напоминали о том,
что ездить на шипах весной опасно: на теплом голом асфальте шипы значительно
увеличивают тормозной путь, а зимняя резина без шипов сильно изнашивается.
Поэтому, как только среднесуточная температура поднялась выше +7 градусов
или закончились ночные заморозки, пора ехать на шиномонтаж. Если же вы
каким-то образом ухитрились проездить зиму на так называемой всесезонке, не
забудьте поменять резину местами. Это необходимо для равномерного износа
протектора. Существуют даже схемы замены. Самое простое - поменять местами
задние и передние покрышки. Чуть сложнее - назад ставятся передние покрышки, а
задние ставятся вперед, но меняются местами наискось: правая - на левую
сторону, левая - на правую.
Вся эта работа займет немало времени, но потратьте на нее свои выходные. Будьте
уверены, автомобиль ответит вам взаимностью.