Пока в детской стоит елка и висят новогодние гирлянды, новую жизнь не начнешь.
Снимите со стен все блестящее, разберите елку и выбросите ее на помойку (или
уберите на антресоли, если она у вас искусственная). Ребенку ничего не должно
напоминать о прошедших праздниках. Помогите ему навести идеальный порядок на
рабочем столе, в ящиках с тетрадями и прочим школьным хламом. Приведите в
порядок школьную форму, чтобы она была как новенькая, будто впереди первое
сентября. Купите новые тетради, даже если старые еще не закончились. Начинать
учиться с чистого листа гораздо легче и приятнее.
Заключите с ребенком договор об успеваемости. Вытяните из него какое-нибудь
обещание. Обговорите систему штрафов и поощрений за успеваемость. Зафиксируйте
ваш договор на бумаге за двумя подписями: вашей и ребенка. На первое время это
будет неплохим стимулятором учебы, а там, по накатанной, уже будет легче.
ВОЙНА ПО ДВУМ ФРОНТАМ
Понятно, что успеваемость вашего ребенка по физкультуре и изо стимулировать не
надо, она и сама по себе неплохая. Работу над успеваемостью надо вести сразу по
двум основным фронтам - математике и русскому.
1.Даешь царицу наук! Даже если вы и сами не в состоянии решить
задачку за шестой класс, это совсем не означает, что ваш отпрыск тоже страдает
подобным тугодумием. Для усвоения объема школьных знаний особых способностей к
математике не требуется.
- Прекратите постоянно повторять, что у ребенка нет способностей, что в
нынешних учебниках сам черт не разберется, что, когда вы учились, тоже
ненавидели математику. Во-первых, дорогие родители, это вам чести не делает,
во-вторых, вы мощно программируете собственного ребенка на неудачу.
- Если ребенок "завис”, расслабьте его, пошутите, расскажите анекдот. И только
потом приступайте к объяснениям. У вас под рукой всегда должен быть пузырек с
валерьянкой, пустырником (на случай, если объяснять придется не один раз).
- Прежде чем приступать к решению домашних задач, убедитесь, что ребенок знает
формулы и правила. Если нет - начните с них, сначала разберите, потом выучите.
Проверьте заученное.
- При объяснении задачи пользуйтесь наглядностью. Даже в третьем классе задача
может быть не понята, если ее не изобразить графически.
- Напишите крупным шрифтом формулы и теоремы, развесьте их в местах общего
пользования. Пусть откладываются и на бессознательном уровне.
- Научите ребенка читать условие задачи вслух. Произнося слова, ребенок лучше
понимает их смысл.
2.Русский - любимый язык. К сожалению, сегодня дети с врожденной
грамотностью встречаются все реже и реже. Педагоги считают, что, если ребенок к
окончанию начальной школы делает по три ошибки в слове, с ним уже ничего не
поделаешь. Это не так. Даже безграмотного шестиклассника можно научить русскому
языку.
- Научите ребенка "слушать” слова. Игр на эту тему множество: вы называете
слово, ребенок должен придумать слово на последнюю букву; вы называете букву,
ребенок прибавляет еще одну, вы - следующую, пока не получится слово; игра в
перевертыши - слово наоборот (сначала простые слова читаете наоборот, потом
посложнее); придумать рифму к слову (ребенок начинает обращать внимание на
окончания слов) и т.д.
- Проверьте, усвоил ли ребенок правила. Все эти "жи-ши” должны от зубов
отскакивать. Требуйте постоянного применения правил там, где они необходимы.
- Очень полезно выполнять задания на внимание - срисовывать по клеточкам узор,
писать графический диктант. Тренируйте память и воображение. Прочел ребенок
трудное слово, закрыл его листом бумаги, представил предмет, его обозначающий,
затем написал слово в тетрадке, сверил с оригиналом. Наляпал ошибок - снова
проделал ту же процедуру: прочел, представил, написал.
- Если ребенок страдает явной дисграфией (описки превосходят грамматические
ошибки в несколько раз), необходимо обратиться к логопеду. Бывает, без помощи
логопеда невозможно научить ребенка свободно и грамотно писать.