Интеллект можно компенсировать усидчивостью, а отсутствие усидчивости - высоким
интеллектом. Но ни то, ни другое качество не смогут проявить себя без
нормальной самооценки. А она у детей очень часто бывает заниженной. Итак,
работаем сегодня с детской самооценкой.
Как выявить самооценку. Вам кажется, ваш ребенок и так о себе высокого
мнения? А может быть, это всего лишь иллюзия? Давайте проверим. Этот мини-тест
хорошо "работает” со старшими дошкольниками и учениками начальной школы.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Нарисуйте на нем семь лестниц - обычных
лестниц, как их рисуют дети. У каждой лесенки должно быть десять ступенек.
Подпишите у каждой лесенки по одному из шести качеств: ум, доброта, красота,
честность, трудолюбие, щедрость. У седьмой лесенки напишите слово "счастье”.
Каждая лесенка - символ достижения каждого из качеств. Вы даете ребенку
инструкцию: "Представь себе, что все дети твоего возраста расположились на этой
лесенке по "уму”. На нижней ступеньке стоят очень глупые дети, чуть выше -
поумнее, в серединке стоят дети со средним умом, а на самых верхних ступеньках
- самые умные дети твоего возраста. Поставь крестик на ступеньке, которую бы
занял ты”. Предложите ребенку проделать эту процедуру и с остальными лесенками.
То же самое и с лесенкой "счастье”: на самом верху стоят счастливые дети, внизу
- несчастливые.
Этот тест сможет нам дать картину самооценки нашего ребенка. Ребенок в возрасте
6-9 лет с нормальной самооценкой склоняется к тому, чтобы занять 7, 8 или 9
ступеньку. Десятую ступеньку занимают дети с завышенной самооценкой (о них -
разговор в следующий раз). Средние ступеньки - 4, 5 и 6 - занимают дети робкие,
нерешительные, с низкой самооценкой. Если же ваш ребенок занял 1, 2 или 3
ступеньку, обязательно проконсультируйтесь с психологом - в школе он учиться
нормально не сможет. Что касается счастья, то это вам информация к размышлению.
Поговорите с ребенком о том, что ему нужно для полного счастья, и узнаете много
интересного.
Как поднять самооценку. Если у вашего ребенка самооценка оказалась низкой,
вам необходимо:
- как можно чаще хвалить ребенка за выполненное им, даже простое, задание (мы
часто грешим тем, что отмечаем только промахи, а на успехи смотрим как на
что-то само собой разумеющееся);
- не сомневаться в том, что у ребенка все получится (мы сами не замечаем, как
часто заранее планируем ему поражение);
- специально давать ребенку задания, с которыми он сможет успешно справиться, и
подчеркивать то, что он справился с заданием самостоятельно.
- не опекать ребенка, предоставляя ему свободу и самостоятельность выбора;
- развивать ребенка физически. Лучше отдать в секцию, где ребенок сможет
добиться успеха. Ребенок, в чем-то превосходящий других детей (в умении играть
в шахматы, бадминтон, футбол и т.п.), не может иметь низкую самооценку.