...Полуторагодовалый Алеша из дворовой песочницы знал много слов. Он говорил
"мама” и "папа”, "дай”, "пить” и еще много слов, на зависть всем остальным
мамам и бабушкам. Про него во дворе ходили легенды. Последним шедевром Алеши
было слово "кабачок”, которое он произносил красиво, внятно, нараспев. Мама
Кости смотрела на Алешу и расстраивалась - ее сын в свои полные два года умел
произносить только первые слоги нехитрых слов: "ба” да "ма”. Костина мама много
разговаривала с малышом, читала ему книжки с самого нежного возраста, когда
ребенку вообще все равно, что ему читают, пела песни - все напрасно. Костя
говорить отказывался. Не выдержав конкуренции с другими мамашами в их
песочнице, Костина мама обратилась к психологу. Психолог осмотрела малыша,
поиграла с ним в кубики, показала яркие игрушки и ответила на все мамины
вопросы:
- Говорить о задержке речевого развития мы можем только через год, если ребенок
по-прежнему будет молчать. А пока ничего особенного, если ребенок не произносит
слов: развитие - очень индивидуальный процесс. Если ребенок веселый,
эмоциональный, у него развит познавательный интерес к окружающим предметам,
если он узнает близких ему людей и радуется их появлению, его развитие в норме
и не стоит спешить и нервничать. Правда, бывают случаи, когда ребенок не
говорит потому, что плохо слышит. Но эта проблема снимается легче всего - стоит
один раз сходить к отоларингологу.
Многие мамы считают, что если ребенку много читать в первые месяцы жизни, то он
быстрее научится говорить. Нет никаких научных подтверждений тому, что раннее
чтение влияет на развитие речи. Главное - эмоциональный контакт с ребенком. Но
очень большую роль играет наследственность. Если вы сами поздно начинали
читать, то и ребенок никуда спешить не будет.
К логопеду раньше трех лет по поводу речи обращаться не стоит. Конечно, он
будет заниматься с вашим ребенком, но, скорее всего, за год ваш ребенок и сам
"разговорится”. Не тратьте попусту денег.
Конечно, развитие речи можно стимулировать. Только не надо добиваться от
малыша, чтобы он как попугай повторял за вами слоги и слова. Так вы его ничему
не научите. Начинать учить говорить надо с развития ловкости пальчиков рук
(ловкость рук напрямую связана с красноречием. Мне встречались дети-левши, у
которых начинались нарушения речи и даже заикание, если их пытались переделать
в правшей).
Когда ребенку исполняется полгода, можно делать массаж пальчиков, разгибать и
сгибать их. В десять месяцев ребенку надо купить несколько видов пирамидок -
крупные и помельче. Когда ребенок освоит нанизывание крупных колечек,
переходите к более мелким. Существуют игры-вкладыши. Это такие коробочки с
неровными прорезями, в которые надо просовывать фигуры. Отлично развивает
мышление и ловкость рук. Все это продается в магазинах игрушек. Если в дороге у
вас нет игрушек, предложите ребенку старый журнал или газету и покажите, как
его рвать. Разрывание газеты формирует движение пальцев - тонкую моторику, как
говорят психологи.
С полутора лет ребенку полезно расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать и
расшнуровывать, завязывать и развязывать узелки. Ребенок, который рано
осваивает все эти навыки, будет говорить четко, его речь будет красивой и
богатой.