Интересно было даже не то, что профессор впервые поймал своего
тринадцатилетнего сына на вранье, самое пикантное, пожалуй, состояло в том, что
Пол Экман был крупным специалистом именно по вранью, только взрослому: он
исследовал ложь как психолог. Более двадцати лет он изучал ложь в отношениях
между врачом и пациентом, мужем и женой, нанимателем и работником, полицейским
и преступником, судьей и свидетелем, разведчиком и контрразведчиком, политиком
и избирателем. Только одной сферы он до сих пор не касался: отношений между
детьми и родителями. Теперь пришлось коснуться и ее.
И тогда они всей семьей написали книгу: «Почему дети лгут?» (русское издание в
переводе С.Степановой, под редакцией В.Магуна и М.Жамкочьян). Действительно
всей семьей, исключая малолетнюю Еву, которая, тем не менее, фигурирует в этой
книге неоднократно. Свои главы написала мать Мэри Энн Мэйсон Экман, адвокат,
опираясь в основном не столько на теорию, сколько на собственную практику
общения со своими чадами и с детьми в ситуации судебного процесса. Свою главу
написал их сын, Том. Когда он закончил свой труд, история с вечеринкой уже не
воспринималась так остро, как и наказание за нее: месяц никуда не отлучаться
вечерами и не принимать у себя друзей. На самом деле, наказание продлилось до
конца лета и стало довольно обременительным для родителей тоже: как лишившегося
доверия, Тома больше не оставляли в доме одного и при частых поездках по работе
его или брали с собой, или непременно возвращались в тот же день.
«Смиритесь! — написал в своей главе подросток, обращаясь к родителям. — Дети
будут лгать вам, пока смерть не разлучит вас. Избежать этого невозможно». Весь
его текст изобличал хорошего, умненького, очень порядочного профессорского
сына, совсем не склонного к лишнему вранью…
Но основную часть книги написал, конечно, сам психолог, подошедший к делу со
всей академической основательностью. Он классифицировал все виды лжи по
вызывающим их причинам: ложь «белая», или оправданная («Дорогая, ты сегодня
выглядишь намного лучше, и тебе так идет этот костюмчик!»), корыстное
жульничество ради хорошей оценки, ложь из страха наказания или унижения, ради
защиты товарища, ложь, оправдываемая 5-й поправкой к американской конституции,
которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать против себя самого (но
родители именно этого и требуют постоянно от своего ребенка), ложь-хвастовство,
ложь ради охраны неприкосновенности личной жизни (многие родители уверены, что
у ребенка ее нет и быть не должно), ложь для проверки силы собственного влияния
на окружающих.
Он попытался установить, почему одни дети лгут больше, чем другие, как
подлинный ученый, он старался быть очень корректным в выводах, отчего они
приняли форму осторожных высказываний с оговоренными ограничениями. Да, дети из
неблагополучных семей в среднем лгут чаще, чем из семей благополучных, но и
среди вполне благополучных детей попадаются записные врали. Да, обычно
одаренные дети врут реже детей с интеллектом ниже среднего, но трудно сказать,
почему именно: потому ли, что умные лучше прогнозируют возможные неприятные
последствия (и тогда со временем могут научиться делать это весьма изощренно, а
может, они и теперь просто реже попадаются), или потому, что они меньше в том нуждаются,
или потому, что эти же дети оказываются еще и более нравственными. Да, ложь
чаще всего соседствует с социальной неприспособленностью, но что здесь причина,
а что — следствие? Дети родителей, привыкших умело манипулировать окружающими,
легко перенимают это умение, но к манипуляторству склоняет ребенка и наивная
доверчивость родителей, как бы провоцирующих у него макиавеллевские
наклонности. Несомненно, детская ложь — прямой результат плохого семейного
воспитания, только почему-то в одной и той же семье дети могут очень сильно
отличаться друг от друга склонностью к вранью. Разумеется, плохие друзья легко
испортят вашего ребенка, особенно в том возрасте, когда друзья становятся
важнее родителей, но друзья могут оказать влияние и прямо противоположное. К
этому пункту и профессор Экман, и его жена относятся очень серьезно, они
рекомендуют родителям всегда знать друзей своих детей, а в случае дурного
влияния Мэри Энн готова отправить ребенка из дома к родственникам в другой
город или даже сдать его на некоторое время в закрытое учебное заведение.
Позиция Мэри Энн, наверное, родителям ближе и понятнее своей определенностью и
поисками конкретного выхода для каждой конкретной ситуации, но профессорская
дотошность заставляет понять, что педагогическая определенность не всегда в
состоянии обеспечить вам победу и что вообще неопределенностей даже в самых на
первый взгляд простых сюжетах намного больше, чем нам хотелось бы.
Кстати, о возрастных особенностях детской лжи тут сказано тоже. Судя по всему,
дети способны лгать с того самого момента, как начинают говорить, во всяком
случае, каждый третий из опрошенных родителей утверждал, что его ребенок врал
уже в три года. Но называть ложью то же самое, что и мы, взрослые, дети
начинают только к восьми годам: до этого времени они не принимают в расчет
намерений говорящего и считают ложью любое высказывание, не соответствующее
действительности.
А все же мне интереснее всего было читать главу, написанную подростком, — не
так часто и не столь уж многим родителям удавалось всерьез поговорить с ними на
такую щекотливую тему. Из комментариев к главе Пола Экмана я убедилась, что его
удивили те же утверждения Тома, что и меня. Например, Том считает, что
бесконечные нравоучения и повторения одних и тех же истин полезны. Мальчик
также обратил наше внимание на тот бесспорный, но часто забываемый нами факт
разности статусов ребенка и взрослого, по его мнению, это во многом
предопределяет невозможность полной искренности.
Американские родители очень трепетно относятся к честности своих детей, они
ценят ее даже выше, чем успеваемость. Между прочим, там во многих семьях бьют
детей, и до недавнего времени сакраментальный вопрос: бить или не бить —
оставался дискуссионным даже для специалистов.
Мэри Энн рассказывает о женщине, которая выставила своего семилетнего сына у
порога собственного дома с табличкой на груди: «Я — грязная свинья. Я стал
таким, потому что врал и воровал. У меня связаны руки, потому что мне нельзя
доверять. Смотрите на меня. Смейтесь. Я — вор. Я — плохой». Мать, между прочим,
арестовали за плохое обращение с сыном, в газетах долго обсуждали этот случай,
и кое-кто допускал, что она действовала в рамках своих родительских прав:
никакого физического ущерба ребенку нанесено не было…
Мэри Энн рекомендует прежде всего самим разобраться, что родители хотят и
считают для себя обязательным знать о жизни подростка, а с чем они могут
смириться как с проявлением его независимости. Если взрослый научится нормально
воспринимать слова ребенка: «Это мое личное дело», исчезнет много поводов для
лжи.
Это вообще очень американская книжка, и советы там даются, основанные на американских
культурных установках. Страх подавить волю и инициативу, сломать подростка,
приучить его подчиняться внешнему давлению почти столь же силен, как и страх
вырастить эгоиста, лжеца, способного на неблаговидный поступок.
Это особенно полезное чтение для российских родителей, может быть, кому-то
придет в голову, что права и свободы человека начинаются с права ребенка на эту
самую личную жизнь.