Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности
ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к
неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь
далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о
правильности речи надо как можно раньше и контролировать развитие речи
необходимо во время всего процесса обучение ребенка в школе.
В Ломоносовской школе пансион психолого-логопедическое сопровождение обеспечено
каждому ребенку, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшими классами.
К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с
дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве
случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только
звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи,
фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния. Ребенок, у
которого наблюдаются проблемы с речью, часто бывает неуверен в себе, закоплексован,
не хочет заниматься, ему трудно найти друзей.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за
собой к неуспеваемости в учебе и как крайний вариант к отставанию в развитии.
Проблемы с речью, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим
трудом и могут сохраниться на всю жизнь. Устранить дефект может только
квалифицированная помощь.
В Ломоносовской школе пансион психолого-логопедическая служба работает как с
маленькими детьми, так, при необходимости, со старшеклассниками.
Бывает, что с началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются
затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским
языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где,
казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таким "умненьким”, в
первую очередь и нужна помощь логопеда.
Стойкое нарушение чтения называется дислексией, а письма – дисграфией.
Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со
временем проходит, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют
ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята
меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает
способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в
собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность
различения близких звуков: "Б–П”, "Д–Т”, "К–Г”, "С–З”, "Ж–Ш”. Поэтому такие
дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение
– все эти виды работ им даются с трудом.
При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их
диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок.
Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В
средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме
короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они
допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского
языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной
ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые люди с
подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое
письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они
путают похожие по начертанию буквы: "З” и "Э”, "Р” и "Ь” (мягкий знак). Они
могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш” или "крючок” в букве
"Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении,
то почерк расстраивается окончательно.
Так кто же способен помочь ребенку научиться читать и писать? Маме и папе вряд
ли это удастся, здесь нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.
В Ломоносовской школе пансион занятия с логопедом проводятся по определенной
системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука
для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен
усвоить, как произносятся определенные звуки, и какой букве при письме этот
звук соответствует.
Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на
всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и
люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить
недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте
невозможно. Это неверно. В Ломоносовской школе пансион специалисты помогают
всем. Ребята, которые вовремя не получили помощь логопеда улучшают свою речь и
устраняют дефекты звукопроизношения уже в более старших классах.
Логопедические проблемы часто бывают связаны с психологическими проблемами.
Многим известны такие трудности у детей, как: пропуски букв, неразвитость
орфографической зоркости, трудности при решении математических задач и
затруднения при пересказывании текста. Эти явления связаны не только с
областью речевого развития ребенка, но имеют отношение к мышлению, памяти и
вниманию, поэтому для их устранения необходим системный подход.
В Ломоносовской школе пансион психологи и логопеды совместными усилиями
помогают ребенку справиться с трудностями в обучении, повысить свою
успеваемость, научиться грамотно и красиво говорить, чувствовать себя
гармоничным человеком, который уверенно идет к своей цели.