Этот вопрос маленькая девочка задала своей маме, чем поставила достаточно
образованную женщину в тупик. Как объяснить ребенку истинную цену денег?
Значение денег дети начинают понимать очень рано. "Я не могу купить тебе
машинку, она очень много стоит, посмотри на ценник”, - трехлетний малыш уже
понимает, что эта трехзначная цифра означает "много денег” и что у его мамы их
нет. Отсутствие денег обижает ребенка, бьет по самолюбию, вызывает протест и
огорчение. И, напротив, день зарплаты отца, когда ребенку покупают обещанную
игрушку, воспринимается как праздник. Ребенок еще не знает, что такое деньги,
но точно знает - это очень нужная вещь. Разговоры в семье о деньгах: "У меня
нет денег”, "Это слишком дорого”, "Надо заплатить за квартиру”, "Тебе заплатили
за ту работу?” - укрепляют уверенность в том, что без денег плохо, а с деньгами
- хорошо.
Уже в два с половиной года малыш постигает принцип обмена: мама протягивает
продавщице через прилавок денежную купюру, продавщица дает маме конфету. В три
года ребенок понимает, что такое цена: нескольких монеток, подаренных бабушкой,
мало, чтобы купить себе говорящую куклу. Примерно в это же время ребенок
получает представление о зависимости заработка и покупки: "Вот получу зарплату,
и мы с тобой пойдем покупать машинку”. Только годам к семи-восьми ребенок в
состоянии постичь азы экономики: что такое прибыль, сбережения, кредитная
карточка и личный счет.
Как отвечать на детские вопросы о деньгах:
Вопрос: "Почему Костин папа купил новый Mercedes, а мы ездим на старой
"шестерке”?”
Ответ: "Костин папа работает на предприятии, где есть возможность
заработать деньги. А у папы другая профессия, ему столько денег не платят. Но
мы накопим деньги и обязательно купим себе новую машину”.
Чего говорить нельзя: Не отзывайтесь негативно о тех, кто получает много
денег, даже если вам кажется, что они заработаны нечестным путем.
Вопрос: "Почему Таня так плохо одета, ее родители бедные?”
Ответ: "Мама Тани много работает, но она одна, и у нее нет денег, чтобы
покупать красивые платья. Посмотри лучше, как Таня хорошо танцует (поет, играет
на пианино и т.д.)”.
Чего говорить нельзя: Не стоит использовать уничижительное слово "нищий”
и жалостливое "бедный” по отношению к тем, у кого действительно мало денег.
Пусть это будет для ребенка некоторой данностью, никак эмоционально не
окрашенной.
Вопрос: "Почему ты не покупаешь мне эту игрушку, тебе денег жалко?”
Ответ: "Если я куплю тебе эту игрушку, то не смогу заплатить за
квартиру. Сейчас для всех нас эта трата денег важнее. Но если ты не будешь
капризничать, мы купим ее в следующий раз”.
Чего говорить нельзя: Не стоит зацикливаться на словах ребенка о том,
что вам жалко денег, просто пропустите сказанное в сердцах мимо ушей. Не
говорите ребенку, что он никогда не сможет получить игрушку, потому что она
дорого стоит. У ребенка должна быть надежда.
КОГДА Я ВЫРАСТУ, МНЕ КУПЯТ MERCEDES!
А это умилительное высказывание принадлежит уже довольно взрослому, семилетнему
мальчугану. Конечно, мы не можем с точностью утверждать, купят ему Mercedes,
когда он вырастет, или нет, - это зависит от уровня доходов его родственников и
стиля отношений в семье. Но уже точно можно сказать, что, став взрослым, этот мальчик
сам себе Mercedes никогда не купит. И все потому, что он не чувствует связи
между покупкой и собственными усилиями, приложенными к ее осуществлению. "Когда
я вырасту, я куплю себе Mercedes”, - вот высказывание будущего бизнесмена.
Выработать правильное отношение к будущим покупкам можно на примере карманных
денег. Именно о карманных деньгах больше всего спорят педагоги: давать или
не давать, если давать, то сколько и следить ли за тратами ребенка?
Карманные деньги не должны быть
смехотворными. Ребенок должен чувствовать, что, скопив некоторую сумму, он
купит то, что ему очень хочется. И что для этого не надо будет жить в
лишениях несколько лет.
Ребенок должен полностью
располагать своими карманными деньгами, тогда он будет чувствовать их
вкус. Положив рубль в шапку уличному музыканту, ребенок почувствует, как
приятно быть богатым и проявлять благотворительность.
Не позволяйте ребенку легко
меняться купленными вами игрушками с друзьями. Он может это делать только
с вещами, купленными на личные деньги. Это формирует серьезное, вдумчивое
отношение к цене вещей.
Следите за тем, чтобы между
вашим ребенком и другими детьми не было никаких денежных отношений. Давать
в долг и брать взаймы ребенок не должен. Объясните ему, что это удел
только тех, кто сам зарабатывает.
Ребенок может заработать деньги
хорошим поведением, отметками, работой по дому. Но злоупотреблять
заработками не стоит: помогать родителям он должен бескорыстно. Если вы
обещали дать ребенку за хорошо сделанное дело пятьдесят рублей, не стоит
импульсивно давать сто. Ценность заработка от этого падает.