- Часто мы считаем детскую игру просто времяпрепровождением. А как на самом
деле?
- Где детям интересно? Конечно, в игре. Причем, когда мы предлагаем детям
поиграть вместе, перед нами вовсе не стоит задача заставить детей дружить. А
вот научить детей уважать друг друга, научить ощущать чувство собственного
достоинства, научить устанавливать отношения с тем, кто тебе незнаком, не очень
приятен или, наоборот, интересен, - вот что важно. Не только на сегодняшний
момент, но и для будущей жизни этого ребенка - будущего взрослого.
- Значит, не всякая игра этому способствует?
- Как ни странно, да. В детской игре есть несколько постулатов, которым лучше
следовать. В игре должно соблюдаться банальное следование знаменитому лозунгу
французских революционеров "Свобода. Равенство. Братство”. При этом детская
игра - это не спортивная игра, то есть дети должны стремиться не к победе, а к
результату. Так мы исключаем нездоровую соревновательность. Детская игра очень
близка к театральному этюду. Если вы посмотрите на увлеченных игрой детей, то
увидите работу системы Станиславского в действии. Дети играют по принципу
"здесь и сейчас!”: они перевоплощаются в королев или воинов, в индейцев, в
животных, они проживают это полностью, самозабвенно.
- Анатолий, а как взрослым правильно построить детскую игру?
- Главное - исключить страх из игры. Если вы собираетесь занять детей в игре,
помните: играть, во-первых, должны все сразу, не надо унижать детей, когда они
тянут руку и стонут: "Можно, я тоже!” Нельзя и останавливать игру или исключать
кого-то из детей из игры в качестве наказания. Да, бывает, дети неправильно
себя ведут в игре, могут расшалиться так, что это перейдет в конфликт. Тут
задача взрослых - лишь приостановить процесс игры и дать паузу на отдых или же
объяснить провинившемуся, в чем его ошибка и как надо играть. И обязательно
продолжить! И еще один страх, который тоже надо убрать из игры, - страх
насилия. Есть дети, которые не терпят "указаний” и не хотят делать "как все”. И
не надо! Не злитесь в ответ и не требуйте "соблюдения правил”. Надо уметь
проявить мягкость, уметь менять правила на ходу, подстраивая их под конкретного
ребенка. Скажем, мы играем в игру, прыгая на воздушные шарики и лопая их. А
один мальчик отказывается - ему жалко шарики или он боится это делать. Ничего
страшного: этому мальчику мы дадим другое задание - например, собрать как можно
больше целых шариков. Видите, как легко можно сразу же поменять ситуацию, и все
остаются в игре! А еще я очень не советую выбирать в игре "капитана”. У детей
обостренное чувство справедливости и ревность. Лучше, когда у всех в игре
одинаковые права, и не надо, чтобы от одного человека зависел весь коллектив. К
тому же это исключает и проблему "козла отпущения”: когда в игре все равны, не
на кого валить вину и, наоборот, любой игрок может исправить допущенную другим
ошибку.
- И что же тогда меняется в самих детях во время игр?
- Они понимают, что играют ради процесса, а не ради результата. Я не говорю,
что надо исключать соревнования или разбивки на команды, но просто не нужно
нацеливать ребят на результат. Еще лучше - устанавливать разные номинации,
тогда буквально каждый из играющих может стать победителем. И команду надо
подбирать с умом. Например, тех, кто не очень дружит, лучше ставить в одну
команду рядом. Когда дети помогают друг другу, держат друг друга за руки, между
ними незаметно меняются отношения.
Когда ребенок понимает, что от него не ждут побед, а просто дают возможность
проявить себя, он вдруг осознает гордость за себя! "Я остаюсь самим собой!” Так
рождается чувство собственного достоинства. И наоборот, устанавливается то
самое уважение между детьми, преодолеваются межличностные барьеры. Вообще игры,
особенно шуточные, сближают. Посмеялись над собой и над друзьями - и вот уже
больше доверия друг к другу. Когда ребенок осознает, что его не загоняют в
рамки жестких правил, то он ощущает свободу и собственную значимость. Скажем, в
одной игре мы говорим: "Вы - зернышки. Садитесь как вам удобно”. В другой игре
дети изображают деревья, вокруг которых ходит медведь, их задача - чтобы
медведь их не сломал, а уж как - не сходя с места, присесть, уклониться - их
выбор. Дети понимают, что внутри правил игры они свободны! Наконец, когда
ребенок участвует в одной игре со своим обидчиком, но знает, что в игре в
данный момент нужно воздержаться от обид и оскорблений, он учится формировать
отношения на доброжелательной базе.
- Есть, наверное, и какие-то "технические” хитрости в проведении игры с
детьми?
- Главная "техника” игры с детьми - создать атмосферу. Игра обязательно должна
идти через эмоцию. Тут уж важна фантазия взрослых, но элемент трепета душевного
нужно создать.
- Как вы считаете, чему дети учатся в правильно построенных играх?
- Становясь взрослыми, мы вступаем в самые разные отношения с обществом. Как мы
будем строить отношения с людьми - это идет из нашего детства. В таких играх
дети учатся не просто видеть новое и необычное в другом ребенке, в своем друге,
но и развивают интерес и любовь к самому себе. Так они не "придумывают” себя, а
познают, изучают собственную личность и ее возможности.