Принято считать, что формирование мышления у ребенка заканчивается в позднем
подростковом возрасте, когда появляется рефлексия - зрелые мысли о себе и своем
поведении. Подростки все больше начинают задумываться о смысле жизни и своем
месте в ней. Пятнадцатилетняя девушка или юноша может часами размышлять, глядя
в потолок. А вот маленькие дети этого делать не умеют. Вся их жизнь проходит в
общении с окружающими – сверстниками и родителями.
СКУКА - ЭТО НЕУМЕНИЕ РАЗМЫШЛЯТЬ
...По дороге домой Кирилл, как всегда, ныл, что ему скучно, и требовал играть в
слова, города, загадки и другие устные игры. Но расслабленным родителям совсем
не хотелось снова включаться в интеллектуальную работу, они и так посвятили
сыну кучу времени. "Подумай о чем-нибудь”, - посоветовал отец, когда Кирилл
снова затянул капризным тоном: "Мне ску-у-учно. О чем мне думать, я не знаю”, -
обиженно откликнулся сын. "Каждому человеку есть о чем подумать”, -
назидательным тоном возразил папа. Но сын продолжал ныть. Отец вздохнул:
"Удивительно, неужели нельзя помечтать о чем-нибудь, что-нибудь приятное
вспомнить? Вот я в его годы...”
* * *
Многие дети не могут себя занять потому, что не умеют целенаправленно думать.
Кстати, эта проблема мешает нормальной учебе многим мальчикам и некоторым
девочкам в начальной школе (произвольное мышление у девочек формируется раньше,
чем у мальчиков). Мышление маленьких детей устроено так, что они думают о том,
о чем им "думается”. Способность управлять этим процессом произвольно полностью
формируется только годам к десяти. Взрослый человек всегда может выбирать, о
чем ему думать, а о чем нет. Если не научить произвольному мышлению ребенка, то
из него вырастет раб своих мыслей (скажем, навязчивые мысли о плохом - это не
только невроз, но и неумение произвольно управлять своими мыслями). Думать
ребенка надо учить. И не только над задачками по математике, но и в
повседневной жизни. Тогда ему никогда не будет скучно.
Например, готовите вы со своей дочкой к обеду салат. О чем сейчас можно
подумать? Конечно, о том, чтобы не забыть положить в салат огурец, хорошенько
посолить и залить сметаной. Можно также подумать о том, каким вкусным будет
салат и как красиво его можно украсить. А вот о том, что он может не
понравиться бабушке, думать не стоит - это мысли негативные, тревожные, не
стоит приучать ребенка к ним. На первых порах говорите обо всем об этом вслух.
Но обязательно начинайте фразой: "О чем ты сейчас будешь думать?” Ребенок
приучится мыслить целенаправленно над любой задачей и житейской проблемой.
Даже маленькому ребенку можно объяснить, что простая мысль может нести в себе
огромную силу и творить чудеса. Придумайте для этого свою поучительную сказку.
Например: "У зайки заболела мама, и ему надо было принести ей лечебной травки,
которая росла в темном лесу. Зайка боялся ходить в этот лес, ему под каждым
кустом там виделся страшный волк. И тогда зайка стал думать о своей маме, о
том, как он принесет ей лечебную травку, как она поправится и как они вместе
будут прыгать на полянке. С этими мыслями зайка не заметил, как вошел в
страшный лес, нарвал травку и вернулся домой. Добрые мысли помогли ему
справиться со страхом”. Тренируйте ребенка управлять своими мыслями, и ему
никогда не будет скучно наедине с самим собой.