До семи лет ребенок
ориентируется по своим внутренним часам - субъективному чувству,
основанному на режиме дня и привычном ритме жизни. Замечено, что тот
ребенок, который имеет строгий режим дня, лучше усваивает понятие времени,
чем тот, кто сегодня обедает в час, а завтра - в четыре. Поэтому прежде
всего установите режим и следуйте ему неукоснительно. Через пару недель
ребенок уже будет знать, что до обеда он идет гулять, после - отдыхает,
затем - играет и т.д. При этом ненавязчиво показывайте на часах, какую
позицию занимают стрелки циферблата. Во избежание путаницы пользуйтесь
исключительно стрелочными часами с арабскими цифрами от 1 до 12.
Дни недели усваиваются по тому
же режимному типу. Когда все дома - воскресенье. По вторникам - плавание,
по четвергам - изостудия и т.д. Месяцы - понятие слишком абстрактное для
малыша. Поэтому не стоит эксплуатировать его память, ограничьтесь
временами года - их четыре, и ребенок усваивает их легко. Заучивание
последовательности месяцев и дней недели совершенно бесполезное занятие -
ни уму ни сердцу. К шести годам ребенок сам "возьмет” информацию, которую
в четыре и даже в пять в него приходится впихивать с большим трудом.
Триада "вчера-сегодня-завтра”,
пожалуй, самая трудная для усвоения. Многих родителей ставит в тупик
вопрос: "А сейчас уже завтра?” "Нет, сейчас - сегодня, а завтра будет
завтра”, - отвечает мама, не в состоянии справиться с этим философским
вопросом. Лучше возьмите календарь и на календаре отмечайте наступление
"сегодня”, наглядно показывая, где находится "вчера”. Объясните, что
"завтра” наступает тогда, когда ребенок поспит. При этом пользуйтесь
понятиями "утро” и "вечер”, которые разделяет обед и "тихий” час.
Понятие "минута” и "час”
объясняйте через категории "быстро” и "долго”, "длинный” - "короткий”.
Вообще, при обучении восприятию времени всегда исходите из принципа
наглядности. Тут-то вам и пригодится спрятанный в "долгий ящик” игрушечный
циферблат.