Когда учитель говорит эту фразу, он имеет в виду простоту написания слова. Но
на самом деле каждый ребенок даже сложные слова пишет в соответствии со своим
внутренним филологическим слухом - образом слова. Эти образы формируются тогда,
когда ребенок только учится говорить слова. Скажем, почему, сколько ни долби
правило "жи-ши”, все равно он норовит написать слово "шишка” через "ы”? Потому
что звук "ы” воспринимается ребенком как что-то острое и колючее, а "и” - как
нечто жаркое и быстрое. Так появляются "проклятые” слова - правило знаю, а пишу
все равно неверно. Правило выучить легко, а образ поменять сложно. Так что
фраза "как слышим, так и пишем” имеет на самом деле более глубокий смысл, чем
кажется на первый взгляд.
ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ, НАДО ОЖИВИТЬ СЛОВА
Слово начинает жить, то есть у ребенка появляется его образ тогда, когда мы
подбираем однокоренные слова. Выпишите слово, в котором ребенок регулярно
делает ошибку, и подберите к нему однокоренные слова. Пусть их будет как можно
больше, пусть они будут "седьмая вода на киселе” - не важно. Главное, чтобы у
ребенка возникали образы-цепочки. Например:
ходить-ходули-ходики-пароход-доход-ходоки-ухоженный и т.д. После этого
попросите ребенка устно составить предложения, а лучше - небольшой рассказ с
этим словом и его "родственниками”. Для закрепления необходимо написать
"проклятое” слово не менее 20 раз.
Теперь вы можете со спокойной совестью сказать, что проклятье со слова снято.